Компания Valve представляет VR-гарнитуру Steam Frame, которая сделает всю вашу библиотеку Steam портативной

Компания Valve представляет VR-гарнитуру Steam Frame, которая сделает всю вашу библиотеку Steam портативной
Компания Valve наконец-то представила свою долгожданную автономную VR-гарнитуру Steam Frame (также известную как «Deckard»). Цена и дата выхода пока не объявлены, но компания заявляет, что подробности появятся «в начале 2026 года» после выпуска комплектов разработчика.
Steam Frame — это компактная автономная VR-гарнитура на базе процессора Qualcomm Snapdragon Series 8 Gen 3 (2023) с архитектурой ARM, работающая под управлением SteamOS, операционной системы Valve на базе Linux, представленной на портативной консоли Steam Deck.
Как и Deck, Frame обладает широкой совместимостью с большинством контента Steam, включая обычные и VR-игры для ПК. Это означает, что вы сможете запускать современные игры для плоских экранов, такие как Hades II (2025), а также некоторые игры для ПК VR, например, Ghost Town (2025), прямо на самой гарнитуре — при условии, что они основаны на архитектуре x86, что большинство из них так и есть.

Конечно, производительность будет ограничена автономной вычислительной мощностью чипсета Snapdragon от Frame, хотя это первый большой шаг к тому, чтобы сделать контент для ПК VR по-настоящему автономным.
Очевидная проблема сейчас заключается в том, что для самых требовательных игр для ПК VR, вероятно, всё ещё требуется вмешательство разработчиков для обеспечения полной совместимости. Ожидается, что в Steam появится значок «Совместимость с Frame», как сейчас у Deck, который будет указывать на то, что игра (VR или другая) совместима и работает на гарнитуре достаточно хорошо.
Frame оснащена двумя ЖК-дисплеями размером 2160 × 2160 пикселей с частотой обновления 72–120 Гц (экспериментальная версия — 144 Гц), имеет угол обзора (FOV) до 110 градусов, а также поддерживает функцию отслеживания глаз, оптику типа «блин» и аккумулятор, крепящийся к съёмному оголовью гарнитуры.
Примечательно, что дисплей, оптика и вычислительное ядро Frame весят 190 г, что в сумме составляет 435 г, включая оголовье, аккумулятор, два динамика и лицевой интерфейс. Этот «аккумуляторный ремешок» входит в комплект поставки, хотя можно приобрести дополнительный верхний ремешок для большей устойчивости.
Передача данных монохромная, что является небольшим недостатком. Тем не менее, Frame оснащена доступным пользователю портом расширения, который поддерживает две камеры со скоростью передачи данных 2,5 Гбит/с через слот PCIe 4-го поколения, что должно открыть хакерам простор для более смелых замыслов.
Что касается контента, то, подобно тому, как Deck использует слой «Proton», который позволяет большинству игр для Windows (x86) без проблем запускать их в SteamOS на базе Linux (x86), слой Proton в Frame позволяет запускать игры для Windows (x86) в версии SteamOS для Linux (ARM).

Тем не менее, компания Valve заявляет, что гарнитура Frame в первую очередь предназначена для потоковой передачи контента с более мощных ПК (включая недавно анонсированную Steam Machine). Для этого Frame включает в себя адаптер Wi-Fi 6E, который устанавливает прямое соединение между ПК и гарнитурой для оптимальной производительности потоковой передачи. Гарнитура оснащена двойной антенной Wi-Fi: 6 ГГц для потоковой передачи через адаптер/ПК и 5 ГГц для одновременного получения данных с вашего Wi-Fi роутера. Кроме того, компания разработала технологию фовеальной потоковой передачи (похожую, но применяемую ко всем видеотрансляциям), которая использует функцию отслеживания глаз гарнитуры для выделения большей части доступной полосы пропускания изображению в центре поля зрения пользователя. По сути, пользователь не должен замечать, когда Frame экономит полосу пропускания, поскольку в фовеальную область всегда подается изображение с самым высоким разрешением. Для каких ещё целей будет использоваться отслеживание глаз, пока неизвестно, поскольку Valve не анонсировала ничего, кроме фовеальной потоковой передачи.
Похоже, время автономной работы пока не определено. Компания Valve заявляет, что всё ещё оптимизирует время автономной работы литий-ионного аккумулятора Frame ёмкостью 21,6 Втч для максимально эффективной потоковой передачи. Компания отмечает, что автономное время работы от аккумулятора «будет значительно более изменчивым в зависимости от игры и её настроек».

Помимо гарнитуры и оголовья, в комплекте также находится пара контроллеров движения, которые, по всей видимости, являются теми же, что и у известных геймпадов, информация о которых просочилась в ноябре 2024 года. Они обеспечивают одинаковое управление с традиционными геймпадами: все четыре кнопки действий расположены на правом контроллере, а навигационная панель — на левом.
Идея заключается в том, чтобы традиционные игры работали без сбоев сразу после установки, в то время как для VR-игр может потребоваться небольшая настройка, чтобы управление было таким же, как у сенсорных/индексных контроллеров. Контроллеры оснащены полным 6-осевым отслеживанием, ёмкостным датчиком касания пальцев, магнитными джойстиками, тактильной обратной связью и сменными батарейками типа АА, срок службы которых заявлен на 40 часов.
Что касается минимальных требований, компания Valve сообщает Road to VR, что если игра будет работать на компьютере с высокой производительностью, то «трансляция в Steam Frame будет приятным опытом». Это хорошо для традиционных игр на плоских экранах, но, по крайней мере, для VR-контента на ПК потребуется что-то помощнее. Нажмите здесь, чтобы узнать, поддерживает ли ваш ПК технологию виртуальной реальности.
Более того, Valve заявляет, что продолжает совершенствовать свою оболочку Proton, разработанную для Frame, и SteamOS для максимальной совместимости. Конечная цель — чтобы игры запускались «из коробки» без участия разработчиков, хотя Valve будет тем временем выпускать комплекты разработчика, чтобы студии могли тестировать свои игры в Steam Frame и предоставлять обратную связь. Это критически важно для разработчиков VR на ПК: нужно убедиться, что их игры работают на Frame, а также определить, какие оптимизации/пользовательские настройки необходимо выполнить, поскольку игры в VR на ПК очень ресурсоёмки.

К сожалению, поскольку Valve выбирает путь девкитов, у Frame пока нет ни цены, ни даты выхода. Valve заявляет, что мы узнаем больше «в начале 2026 года». Кроме того, компания заявляет, что пока не разрабатывает собственный VR-контент.
Характеристики Steam Frame
Вес: 190 г (ядро), 435 г (ядро, оголовье, включая лицевой интерфейс, заднюю батарею)
Чипсет: Snapdragon Series 8 Gen 3 (SM8650), 8-ядерный процессор ARM (4 нм)
Оперативная память: 16 ГБ (Unified LPDDR5)
Операционная система: SteamOS
Wi-Fi: Wi-Fi 7, 2×2 – потоковая передача данных 5 ГГц/6 ГГц одновременно для виртуальной реальности и Wi-Fi
Хранилище: 256 ГБ / 1 ТБ (UFS)
Расширенное хранилище: слот для карт microSD для увеличения объема памяти (до 2 ТБ)
Оптика: оптика «Блин»
Дисплей: ЖК-дисплей 2160 × 2160 (на каждый глаз), частота обновления 72–120 Гц (экспериментальная версия: 144 Гц)
Угол обзора: до 110 градусов
Отслеживание: 4 внешние монохромные камеры для отслеживания контроллера и гарнитуры
Отслеживание окружающей среды: внешний ИК-подсветка для работы в условиях низкой освещенности
Сквозное прохождение: монохромная камера (разрешение 1280 × 1024)
Отслеживание глаз: 2 внутренние камеры для отслеживания глаз
Фовеальная потоковая передача: отслеживание глаз управляет потоком видео, отправляя его в максимально высоком разрешении туда, куда вы смотрите
Другие беспроводные адаптеры в комплекте, Wi-Fi 6E (6 ГГц)
Аудио: два динамика (на каждое ухо), встроенные в оголовье
Микрофон: двойной микрофонный массив
Порт USB-C
Порт расширения: доступный пользователю порт расширения (2 интерфейса камеры 2,5 Гбит/с / PCIe 4-го поколения)
Аккумулятор: литий-ионный аккумулятор 21,6 Втч
Контроллеры Steam Frame:
*Полноценное отслеживание с 6 степенями свободы и поддержка инерциального измерительного блока (IMU)
*Ёмкостный датчик касания пальцев
*Магнитные стики (TMR) для повышенной точности, отзывчивости и надежности
*Виброотклик
*Паритет ввода с традиционным геймпадом
*Сменная батарея AA (40 ч) (жизнь)
*Дополнительные ремни

