Виртуальная реальность в СМИ
Виртуальная реальность все еще ассоциируется только с развлекательным контентом, а о дополненной реальности (AR) многие и вовсе не знают, несмотря на то, что игра Pocemon-Go, которая также стала хитом в Москве, является продуктом AR-технологии. Уже многое сделано для развития этих двух направлений и с каждым годом они открывают все больше перспектив в глазах компаний и пользователей.
Напомним, чем эти две технологии отличаются друг от друга:
VR (виртуальная реальность) – это мир, который создает компьютер. Пользователь может погрузиться в этот мир, взаимодействовать с его пространством, объектами и самостоятельно управлять сюжетом.
AR (дополненная реальность) – не создает погружения в другой мир, как в случае с виртуальной реальностью, а как бы «накладывает» цифровые объекты поверх реального мира при помощи смартфонов и других устройств с камерой.
Виртуальная и дополненная реальность активно внедряются в сферы образования, медицины, архитектуры и др. Молодые хирурги имеют возможность отрабатывать навыки на виртуальных пациентах и органах. Ученики образовательных учреждений получают визуальное сопровождение информации на уроках. С помощью VR студенты могут отправиться в исторический музей, а сотрудники крупных компаний могут организовать виртуальную конференцию для обсуждения проектов.
VR и AR в средствах массовой информации:
Данные технологии без сомнений затронут сферу СМИ. Известная журналистка Нонни де ла Пенья выпустила первый виртуальный репортаж «Голод в Лос-Анджелисе» на кинофестивале Sundance. При помощи VR-шлемов участники оказывались в очереди за продуктами, чтобы стать свидетелем приступа впереди стоящего человека.
Понятие иммерсивности все больше вызывает интерес пользователей, благодаря возможности взаимодействовать с фантастическим миром, проживать жизнь героев и управлять событиями. Например: в привычном формате пользователь просто бы узнал о событиях, а в виртуальной реальности он бы мог погрузиться в новостную ситцацию и пропустить происходящее через себя. Компания Google называет такой подход «сториливингом». То есть зритель не просто получает информацию о событиях, а именно проживает случившееся от первого лица. Подобный формат способен вызывать больше доверия у зрителей в век бесконечного потока информации и дать им пространство для беспристрастных выводов.
Трудности внедрения в массы:
Задача журналистики: емко и понятно донести до зрителя самые важные новости на основе погружения в виртуальное пространство. Сложность состоит в том, что свобода фокусировки внимания не дает пользователю возможность верно трактовать происходящие события.
На данном этапе современная журналистика не способна предоставить качественный иммерсивный опыт, просто потому что виртуальная реальность больше про ощущения, чем про приобретение информации. Тем не менее многие проекты продолжают развивать именно такой формат новостного контента и выходить за рамки привычного.
Вот несколько инструментов: камеры для захвата видео 360 градусов, очки виртуальной реальности со смартфоном для просмотра такого видео, VR-гарнитура с поддержкой компьютера. Видео 360 успешно проявляет себя в презентации контента крупных развивающихся СМИ, в то время как небольшие издания не способны внедрять эксперименты с VR погружением, так как требуется серьезная работа по расширению технических возможностей поддержки виртуальной реальности. Так же и для пользователей vr-шлемы и вычислительные мощности не являются финансово доступным оборудованием. Однако в процессе развития четвертой промышленной революции исчезнут привычные газеты и телевизоры. Их заменят vr-гарнитуры, а страницы в интернете будут открываться посредством AR-технологии, как в фильмах про будущее.