Мне нравится VR, но потенциальная автономная гарнитура Valve Deckard не вызывает у меня никаких эмоций
Valve продолжает тайно работать над аппаратным обеспечением VR. Но будет ли запущен новый продукт и когда — это уже совсем другая история.
После выхода Valve Index (2019) и Half-Life: Alyx (2020), деятельность Valve в области VR затихла. Ни нового оборудования, ни новых игр: в последнее время это привело к тому, что SteamVR едва смог проникнуть в общественное сознание VR пузыря, не говоря уже об игровой общественности.
Поэтому неудивительно, что VR студии в основном отвернулись от платформы PC VR. Настоящее и ближайшее будущее принадлежит Meta Quest и Playstation VR 2.
Вялость Valve в отношении VR четко отражена в статистике пользователей Steam: пользователи SteamVR составляют всего 2 процента от общей базы пользователей Steam за почти семь лет. Другими словами, доля пользователей PC VR исчезающе мала, и, соответственно, они практически не получают никакого софта. Замкнутый круг.
Слухи о новых VR устройствах
Довольно долго ходили слухи о том, что Valve может вернуться в мир VR. Патенты, намеки на код и объявления о вакансиях постоянно подогревают слухи о новом VR оборудовании.
В сентябре 2021 года источники, близкие к компании, подтвердили, что Valve работает над прототипом под кодовым названием Deckard, за которым уже некоторое время следит аналитик по оборудованию и ютубер Брэд Линч. В отличие от Valve Index, устройство будет автономным, в соответствии с тенденцией развития мобильных игровых VR консолей со времен Quest 1.
Генеральный директор Valve Гейб Ньюэлл в начале 2022 года намекнул, что в будущем VR оборудование Valve может двигаться в сторону VR версии Steam Deck.
«Большая часть технологии, которую мы, возможно, будем использовать, и будущие версии этой технологии исходят, знаете ли, из технологии, которую мы должны разработать для VR. И если вы перевернете его [Steam Deck] и посмотрите на него как на высокопроизводительное мобильное игровое устройство на базе ПК, вы скажете: «А почему бы мне не использовать это в интегрированном VR решении?»- заявил Ньюэлл.
Deckard — это всего лишь прототип
Нет никаких сомнений в том, что Valve что-то разрабатывает. Но это не удивительно и вовсе не означает, что новая гарнитура VR будет выпущена в ближайшее время.
Valve инвестировала значительные средства в виртуальную реальность и не хочет остаться позади, если однажды виртуальная реальность, возможно, привлечет более широкую аудиторию.
Численность команды разработчиков аппаратного обеспечения, работающих над Valve Deckard и другими прототипами, нам неизвестна. В худшем случае, это горстка фанатов VR, чьи проекты не вызывают особого внимания за пределами этой команды.
Любой, кто знаком с уникальной корпоративной структурой Valve, знает, что внутренние проекты должны получить коллективную поддержку и вызвать интерес, чтобы хоть как-то сдвинуться с мертвой точки. А это весьма сомнительно после фиаско SteamVR от Valve. Внимание пока будет обращено на более многообещающую Steam Deck.
Еще более важным, чем прошлое, является настоящее и ближайшее будущее. Valve будет очень трудно добиться значительного успеха на рынке VR.
Meta доминирует на рынке автономных гарнитур. Это весомый фактор, с которым конкуренту Bytedance еще предстоит побороться, и который Valve, конечно же, не будет опровергать.
Valve — богатая, но небольшая компания. Она ищет возможность добиться максимального эффекта при минимальных усилиях. Постоянные, дорогостоящие инвестиции в виртуальную реальность, как это делает Meta, означают как раз обратное и поэтому не соответствуют бизнес-стратегии Valve.
Время для Valve еще (пока) не пришло
Предположим, что Valve действительно выпустит отдельную гарнитуру VR в 2023 или 2024 году. Какой контент можно ожидать для этого устройства? В лучшем случае — новую игру Valve, в худшем — VR-классику 2016 года и «Half-Life: Alyx», адаптированный под мобильный чипсет.
У устройства будут не самые лучшие времена, потому что Valve, скорее всего, не будет готова инвестировать значительные средства в программное обеспечение для своей платформы. Именно в этом компания отличается от других игроков игровой индустрии, таких как Sony, Microsoft и Meta. Прошедшие семь лет существования SteamVR в достаточной степени доказывают это.
Время для Deckard еще не пришло. В любом случае, не существует никакого пробела, который гарнитура могла бы заполнить, никакой потребности, которую она могла бы удовлетворить, кроме как быть устройством Valve. С этой точки зрения компания скорее потеряет, чем приобретет.
Более интересным является вопрос о том, какая рыночная среда будет преобладать и какие технологические условия должны быть выполнены, чтобы Valve снова почувствовала перспективу. Прорыв в технологии VR, который мы пока не можем предвидеть? Интерфейс мозг-компьютер? Облачный стриминг?
Последнее по-прежнему наиболее вероятно, потому что если Valve начнет новую атаку на VR-индустрию, то это будет сделано на базе собственной PC платформы — без ограничений мобильного оборудования.